Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

10.04.2020

Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста

В связи со сложившейся обстановкой в стране - отменены все массовые мероприятия.

Поэтому, запланированное методическое объединение на базе нашего учреждения дошкольного образования 22 апреля по теме «Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста» - отменено.

Мы предлагаем Вам альтернативу - весь теоретический материал размещаем на сайте нашего учреждения для личного ознакомления.

Теоретический блок.

1. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Презентация «Оборудование экологической тропы».

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.

1. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста.

Основной задачей нашего поколения является воспитание правильного отношения к природе у подрастающих детей – не потребительского, а уважительного. На взрослого ложится большая ответственность, так как он должен объяснить простые истины нашего мира, а именно, что каждая, даже самая маленькая букашка для чего-нибудь нужна, а все мы являемся частью природы, создаем наш общий дом. Человек – единственный, кто в состоянии этот дом разрушить. А ведь какими бы технически продвинутыми мы не были, жить без природы человеку будет очень сложно. 

Современные учреждения образования всех ступеней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологичной личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы Республики Беларусь.

В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» одним из направлений работы в учреждениях образования является – экологическое.

Экологическое образование – целенаправленное воздействие взрослого на ребенка, с целью формирования у детей позитивной установки, направленной на изучение окружающих экологических объектов, воспитание бережного, ценностного отношения к объектам природы, сохранение природы, защиту ее от разрушения.

Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Поэтому учреждениям дошкольного образования принадлежит важное место в воспитании личности, способной жить в гармонии с собой, обществом, природой, в системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию.

Экологические представления – не являются конечным результатом экологического образования, а являются лишь необходимым условием для выработки правильного отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать и охранять все живое.

Существует огромное количество методов организации работы с воспитанниками. К ним относятся: беседа, рассказ, игра, наблюдение, детское экспериментирование, труд, чтение сказок, рассказов, использование наглядного демонстрационного материала, создание проблемных ситуаций, экологическая тропа и т. д.

Содержание экологического образования должно носить научный характер. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе.

Система экологического образования в учреждениях дошкольного образования включает следующие взаимосвязанные компоненты: экологизацию различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизацию развивающей предметной среды, оценку окружающей среды, координацию работы с другими учреждениями. Учреждения дошкольного образования должны работать по следующим направлениям экологического образования детей:

– создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

– создание в учреждении дошкольного образования условий, обеспечивающих образовательный процесс экологического образования;

– осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;

– выявление уровня экологической образованности родителей, объединение усилий семьи и учреждения дошкольного образования в решении задач, связанных с экологическим образованием детей.

Работа в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в русле педагогики необходимо создание триады взаимодействия взрослые – ребенок (воспитатели дошкольного образования – воспитанники – родители (законные представители несовершеннолетних).

2. Презентация «Оборудование экологической тропы».

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. 

В цели и задачи создания экологической тропы входит:

- воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе, заинтересованности в её сохранении, личной ответственности каждого за её судьбу;

- расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;

- научить комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую природу;

- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. 

Этапы создания и оформления тропы:

1. Детальное обследование территории учреждения дошкольного образования и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателей  и  детей. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. Хозяйкой тропинки  в ясли – саду была выбрана Мудрая Сова

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на экологической тропе

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с воспитанниками для организации специально организованной деятельности, наблюдений, детского экспериментирования, элементарной трудовой деятельности и одновременно для оздоровления на свежем воздухе.

Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно – информация добавляется с каждым посещением тропы.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы, который предлагает решить какую-то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

Каждый воспитатель дошкольного образования выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса. Только тогда экологические представления будут усвоены детьми.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи – показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в учреждении дошкольного образования. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности воспитанников.

На экологической тропе педагоги используют следующие формы и методы работы, как: экологические беседы; наблюдения в природе; детское экспериментирование; элементарная трудовая деятельность; уроки доброты; экскурсии в природу; целевые прогулки; экологические акции; чтение художественной литературы; ситуации морального выбора; обсуждение и проигрывание ситуаций; труд в природе; коллекционирование; экологические развлечения, досуги, праздники; экологические игры; экологические сказки; инсценировки, театрализации; физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Остановимся более подробно на 3 основных методах работы на экологической тропе – наблюдении, детском экспериментировании и элементарной трудовой деятельности.

Наблюдение – специально организованное воспитателем дошкольного образования, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Виды наблюдений

По этапам усвоения знаний

По продолжительности

По форме организации детей

По степени активности детей

- первичные (во всех возрастных группах)

- повторные (во всех возрастных группах) - сравнительные (средняя, старшая)

- обобщающие (старшая)

- кратковременные (во всех возрастных группах)

- длительные (средняя, старшая)

- индивидуальные - групповые

- фронтальные

- по инициативе воспитателя - по инициативе детей

Краткая характеристика

Первичные – проводится с целью ознакомления с новым объектом или явлением природы, формированием знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида или поведения.

Повторные – используются для уточнения, дополнения, расширения представлений.

Обобщающие – для обобщения и систематизации знаний.

Сравнительные – с целью сравнения двух объектов или знакомого с новым с целью выявления сходства и различия.

Кратковременные – в течении нескольких минут (радуга, снег, гроза, перелет птиц).

Длительные – за ростом и развитием.

Подготовка воспитателя к наблюдению

1. Подбор объекта, определение цели, выбор форм (занятие, экскурсия), выбор методов и приемов (рассказ, беседа, опыт, сравнение).

2. При выборе объекта: растения и животные должны соответствовать возрасту и программному материалу; должны быть типичными для данной местности и безвредными.

3. Объкты: предметы и явления неживой природы, растения луга, поля, леса, цветника, домашние и дикие животные и птицы, труд взрослых в природе.

4. Пишет конспект: вводная часть (сосредоточить внимание, вызвать интерес с помощью загадок, стихотворений, чтения художественной литературы. В старшей группе – сообщение темы и цели), основная часть (формирование точного представления с помощью логически составленных вопросов), заключительная часть (подведение итога с помощью беседы, игры, в старшей группе – рассказ).

5. Продумывает словарную работу и воспитательные задачи.

Последовательность наблюдения за растением:

1. Рассматривание начинается с яркого признака

2. Знакомим с внешним видом каждой части: стебель (величина, форма, окраска, характер поверхности, назначение); лист; цветок; плод; корень.

3. Изменения в разные поры года.

4. Охрана (уход).

Последовательность наблюдения за животным:

1. В основу положить познавательный процесс

2. Внешний вид: величина, чем покрыто тело, строение основных частей

(голова, туловище, конечности).

3. Повадки: как передвигается, чем питается, какие звуки издает.

4. Где обитает, как приспособлен к среде обитания, защита от врагов.

5. Изменение в разные поры года.

6. Охрана (уход).

Эксперимент – это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Детское экспериментирование заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

По каким принципам можно квалифицировать наблюдения?

   Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • Опыты с растениями
  • Опыты с животными
  • Опыты с объектами неживой природы
  • Опыты, объектом которых является человек

б. По количеству детей:

  • Индивидуальные  (1 – 4 ребенка)
  • Групповые (5 – 10 детей)
  • Коллективные (вся группа)

в. По причине их проведения:

  • Случайные
  • Запланированные
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка

г. По характеру включения в педагогический процесс:

  • Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
  • Систематические

д. По продолжительности:

  • Кратковременные (от 5 до 15 минут)
  • Длительные (свыше 15 минут)

е. По месту в цикле:

  • Первичные
  • Повторные
  • Заключительные и итоговые

В летний период на экологической тропе воспитатели дошкольного образования прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

  1. Природоведческий труд

-        Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прореживание).

-        Уход за цветами на экологической тропе.

-        Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

-        Уборка урожая на огороде.

-        Заготовка лекарственных трав.

-        Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

  1. Хозяйственно-бытовой труд

-        Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

  1. Ручной труд

-        Изготовление поделок из природного материала.

-        Аппликация из природных материалов.

 Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропике детского сада:

-        Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

-        Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

-        Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

-        Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

-        Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

-        Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

-        Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.