В области медицины имеются значительные наработки в лечении многих болезней. Однако проблема здоровья детей может быть решена главным образом профилактикой заболеваемости и требует интеграции медицины и педагогики. Человеческий организм обладает огромными резервными возможностями, обеспечивающими его эффективное существование и развитие в изменяющихся условиях среды. Пусковым механизмом таких возможностей является формирование навыков здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребѐнка и как главное средство формирования у него навыков здорового поведения. В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают следующие: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.
Здоровый образ жизничеловека определяется во многом экологогигиеническими условиями. Большие требования в этом направлении предъявляются к помещению и участку учреждения дошкольного образования
Существуют определѐнные гигиенические требования к воздуху жилых помещений. Температура его должна быть в пределах +18 – 22 (+23 для детей до 3 лет) °С, так как при более высокой организм изнеживается, ослабевает иммунитет. Не менее существенное значение имеют влажность и состав воздуха. Очищение и увлажнение воздуха, насыщение его отрицательно заряженными ионами обеспечивается, в основном за счѐт сквозного проветривания. Поэтому необходимо осуществлять сквозное проветривание (в холодное время года достаточно 7-10 минут) перед приходом детей утром, а также ещѐ несколько раз в день: во время прогулок, перед занятиями, перед сном, после ухода домой.
Сквозное и угловое проветривание групповых ячеек проводится только в отсутствие воспитанников, продолжительность определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности работы отопительной системы.
Природными очистителями воздуха в помещении являются комнатные растения. Лимонное дерево, алоэ древовидное, герань, роза, бегония, оказывают губительное действие на бактерии. Хлорофитум, аспидистра, сциндаптус успешно отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества. Циперус и папоротники увлажняют воздух. Все комнатные растения полезны как источник кислорода и влаги, но к их подбору необходимо подходить ещѐ и с позиции безопасности.
Обеспечить экологическую среду за пределами помещения сложнее, однако и здесь можно многое сделать: разбить клумбу, создать зелѐную изгородь вдоль забора из специально подобранных деревьев и кустарников (особенно со стороны проезжей части). Хорошо если игровой участок имеет травяное покрытие.
Здоровье ребѐнка во многом определяется его психологическим комфортом. Понятие психологического комфорта трактуется как совокупность благоприятных социально-педагогических условий для нормального протекания, формирования и развития психофизиологических процессов организма ребенка. Основой психологического комфорта дошкольника является физиологическое состояние его организма. Удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка (питание, сон, движение, деятельность) необходимо для его роста и развития. Также для детей важна комфортность быта в учреждении дошкольного образования - уютная обстановка, удобный шкафчик для одежды, кроватка и т. д.
Необходимо понимать ребенка, уметь видеть его настроение, утомляемость. Внимательно наблюдая за детьми, следует одним оказывать долговременную помощь, особенно тому, кто с трудом расстаѐтся с родителями, малоподвижен, часто грустит, скован, не уверен в себе (такие состояния ведут к заболеваниям или свидетельствуют о б их начале), другим достаточна разовая, сиюминутная.
Недопустимы раздражительность и нетерпимость по отношению к детям. Конструируя свое общение с детьми, педагог должен отказаться от слов «быстрее, поторопись», «сколько раз можно повторять» и других словесных педагогических штампов.
В системе ЗОЖ большое значение уделяется правильной организации распорядка дня детей.
Распорядок дня воспитанников в учреждении дошкольного образования должен предусматривать:
ü гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;
ü достаточное пребывание на свежем воздухе;
ü осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;
ü проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
Требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования изложены в Санитарных нормах и правилах (Глава 12).
В образовательном стандарте дошкольного образования изложены требования к организации образовательного процесса (Глава 4).
В учебной программе дошкольного образования представлен примерный распорядок дня для воспитанников всех возрастных групп. Обратим внимание: программа указывает на временные ориентиры, а не предлагает догмы. Следует обеспечить его гибкость, учитывая сезон, погоду, особенности деятельности детей.
Необходимым условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность является двигательная активность.
Двигательная активность– врождѐнная биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит здоровье человека, его физическая и умственная работоспособность.
При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объѐм информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь, сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребѐнка.
Универсальная значимость двигательной активности для роста и развития ребенка вызывает необходимость повышения двигательного режима в учреждениях дошкольного образования на основе индивидуализации.
Двигательному режимув ЗОЖ отводится особое место. Он представляет собой рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка.
Двигательный режим в учреждениях дошкольного образования складывается из организованной и самостоятельной форм двигательной деятельности.
К организованным формамдвигательной деятельности относятся: утренняя гимнастика;
физкультурные занятия, индивидуально-дифференцированные занятия с детьми,
подвижные игры и физические упражнения на первой и второй
прогулках (ежедневно),
физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья
Самостоятельная двигательная деятельностьдолжна составлять не менее 2/3 объѐма общей двигательной активности детей.
Она составляет наибольший бюджет времени в режиме дня т.к. является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свои двигательные умения, переносит их в творческую игру, учится регулировать двигательное поведение.
Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве.
Для обеспечения оздоровительного эффекта необходимо создание следующих условий:
ü включение в распорядок дня времени для самостоятельной двигательной деятельности (во время утреннего приѐма, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
ü организация физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, количество, частую сменяемость физкультурных пособий, инвентаря и двигательных игрушек);
ü индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом подвижности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети);
ü владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной двигательной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у одних и корректировки ее содержания (чередование интенсивных с менее интенсивными движениями, сознательное управление своими действиями) – у других.
Для этого необходимо учитывать индивидуальный уровень подвижности каждого ребѐнка. По уровню подвижности дети дифференцируются на три основные группы: оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные. Мало- и гиперподвижные дети относятся к группе риска и требуют значительной индивидуальной работы по оптимизации их двигательного поведения.
Гиперподвижные дети. Важно понять, что проблема этих детей не в том, что они много двигаются. Высокая подвижность – потребность организма, которую дети пытаются удовлетворить. Поэтому они ищут возможность двигаться в любых условиях, не обращая внимания на качество движений.
Гиперподвижных детей следует учить управлять своими движениями, переносить знакомые движения в новую обстановку и игровую деятельность. Важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади и т.д. Полезны упражнения в равновесии, лазанье и в целом упражнения с мячом.
Малоподвижные детиотличаются общей вялостью, пассивностью, быстрой утомляемостью. Состав движений этих детей беден, показатели основных движений и физических качеств чаще всего ниже средних, ребенок робок в общении, не уверен в себе, не любит игры с движениями, двигается неуверенно, его трудно вовлечь в общую подвижную игру.
У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес и потребность в движении, умение использовать пространство для движения, физкультурный инвентарь; одновременно влиять на умение управлять движениями; при знакомстве с новыми игрушками и инвентарѐм показывать активные движения. Чтобы дети не устали необходимо часто менять движения, темп, амплитуду движения, место выполнения.
Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет, а наоборот снимает утомление, активизирует память, внимание мышление и другие психические процессы. Малоподвижное поведение при правильной организации двигательной активности детей удаѐтся скорректировать уже в течение 3-5 месяцев.
Оптимально подвижныедети при хороших условиях самостоятельно активны, движения их хорошо развиты, целенаправленны; поведение детей ровное‚ спокойное‚ они отличаются достаточно высокой умственной работоспособностью (внимательны на занятиях, активны в любом виде деятельности). Двигательная активность этих детей не требует специального руководства взрослых‚ так как в ней явно просматривается саморегуляция.
Для предупреждения утомления и полного использования развивающего потенциала двигательной активности необходимо обеспечить условия для разнообразия движений и действий детей, включения двигательного компонента во все без исключения виды детской деятельности.
Общие требования к построению двигательного режима:
ü продолжительность двигательной активности в течение суток должна составлять не менее 60% общего времени бодрствования в группах раннего и младшего дошкольного возраста и 50 % — старшего дошкольного возраста;
ü содержанием двигательного режима является деятельность, разнообразная по формам (самостоятельная, организованная) и видам
(двигательная, игровая, учебная);
ü периоды высокой двигательной активности чередуются с отдыхом и малоподвижными видами деятельности;
ü каждый ребенок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.
Количество, продолжительность организованных физкультурных мероприятий в двигательном режиме зависит от возрастной группы, физического состояния детей, специфики образовательного процессав учреждении дошкольного образования.
Необходимо индивидуализировать двигательные и физические нагрузки; учитывать интересы и возможностидетей при выполнении физических упражнений; искать методы оптимизациидвигательной активности детей.
Закаливаниеявляется важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурнооздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и физического развития детей.
Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.
Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.
Неспецифическое действиезакаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител, витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.
В качестве основных средств закаливанияиспользуются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы учреждения дошкольного образования.
При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:
I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
II группа– дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).
Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.
III группа– дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой.
Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.
При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень еѐ эффективности, а с другой - организационные сложности проведения процедуры.
Закаливание детей в учреждении дошкольного образования состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, ходьба босиком, (в теплое время года по траве, песку), водные процедуры, игры с водой, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воздухе, дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков).
Принципы закаливания:
1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;
2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;
3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;
4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;
5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
При закаливании в условиях групповой ячейки одежда воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).
К щадящим методам закаливания относятся кратковременное облегчение одежды – закатывание рукавов выше локтей или замена колготок на гольфы, гольфов – на носки при температуре воздуха в помещении 20-21°С.
Индивидуализация закаливающих мероприятий заключается и в увеличении времени пребывания детей на свежем воздухе в тѐплое время года и уменьшении его в холодную погоду. На прогулке деятельность ослабленных детей строится в соответствии с состоянием их здоровья, индивидуально для каждого ребѐнка. Поэтому следует постоянно наблюдать за детьми, предупреждая утомление и потливость. При появлении этих признаков следует отвести ребѐнка в помещение. Ослабленным детям во время прогулки не рекомендуются длительные пробежки, игры большой подвижности, вызывающие физические перенапряжения и усталость.
раскрыть » / « свернуть