Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация кучреждению дошкольного образования, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Как показывает практика наблюдения, дети дошкольного возраста часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и уменийконструктивно общаться.
Коммуникативное развитиедолжно осуществляться во всех сферахдеятельности детей: игровой, трудовой, познавательной художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативныеспособности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги учреждения дошкольного образования иродители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план. В результате были сделаны следующие выводы. Коммуникативные знания, необходимо развивать, в том числе и в музыкальной деятельности. Для работы использую следующие методы наблюдение, беседы, естественный эксперимент.
Для успешной работы необходима помощь со стороны педагогов группы и привлечения родителей.
Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию простые игры на развитие коммуникативных навыков с детьми, которые вы можете играть дома во время детских праздников.
Игра «Дудочка». Мама спрашивает детей, любят ли они танцевать. Ну, конечно же, любят, ведь танцевать так весело. Но где же взять музыку? Без нее не обойтись. А что, если спеть всем вместе? Мама поет детям импровизированную песенку про дудочку. Она предлагает всем вместе исполнить эту песню и показывает, как кулачки могут превратиться в дудочку. «Ду-ду-ду», - поют малыши в сжатые кулачки, а взрослый уточняет, в какой момент песенки должна «включиться» дудочка. После этого дети разделяются на музыкантов и плясунов.
Игра «Бабушка Маланья». Дети становятся в круг, мама в центре круга. Она предлагает ребятам поиграть в веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод дети будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый в центре начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.д.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения должны быть правильными. Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.
Игра «А кто у нас самый умный». Поставьте детей напротив друг друга. Обхватить ручку одного ребенка в запястье, погладьте ею нежно сверстника по головке, ручкам, ножкам. Пойте при этом песню о хороших качествах этого сверстника, называйте его по имени:
- А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный!
- Кто у нас красивый,
Кто у нас пригожий?
Сашенька красивый,
Он у нас пригожий.
Повторите игру, только теперь предоставьте возможность другому ребенку прикасаться к сверстнику. Предлагайте малышам выполнять действия самостоятельно: «Где дружочек? Где Саша? Погладь Сашу по головке. Вот молодец! И Саша погладит Ваню.» Играйте, пока сохраняется интерес детей к друг другу. Помните: игра не должна доставлять малышам неприятных ощущений, ориентируйтесь на настроение и реакции детей.
Игра «Греет солнышко теплее». Возьмитесь за руки и встаньте в кружок так, чтобы дети находились напротив друг друга. Пойте детскую песенку, выполняя движение, стимулируйте детей к подражанию. Стоя на месте, пружиньте ногами:
Греет солныщко теплее,
Стало в доме веселее.
Мы в кружок, мы в кружок
Встанем поскорее.
Быстро топайте ногами:
Мы потопаем немножко,
Веселей пляшите, ножки,
И вот так, и вот так,
Попляшите ножки!
Не скупитесь на похвалы, радуйтесь вместе в детьми.
Игра «Хлоп, хлоп по ладошечке». Для этой игры необходимо участие двух взрослых. Малыши могут сидеть, стоять, находиться на коленях у взрослых. Пусть один ребенок с помощью взрослого протянет ручки ладонями вверх, к сверстнику, а другой хлопает по ним. Сопровождайте игру пением песенки, стимулируя детей к звукоподражанию:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
По ладошечке.
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,
Моя крошечка! Обычно дети смотрят друг на друга, улыбаются, испытывая радость от общей дружной игры. Повторите игру, только теперь малыши должны поменяться ролями. Хвалите их за то, что они радуются, играют вместе, «поют».
Игра «День рождения». Эту игру можно включить в семейный праздник по случаю дня рождения малыша, но также можно играть и в обычные дни, устраивая день рождения любимому мишке, кукле, другу и себе. Возьмитесь за руки, образовав круг. «Виновник» торжества должен находиться в середине. Водите хоровод (помните, что детям надо быть между взрослыми, иначе ваш хоровод рискует рассыпаться.) Пойте песню, стимулируйте детей к подпеванию:
А у Тани день рожденья,
А у Тани день рожденья,
Люли, люли, день рождения,
Люли, люли, день рожденья!
Таню все мы поздравляем,
Таню все мы поздравляем,
Люли, люли, поздравляем,
Люли, люли, поздравляем!
В конце предложите имениннику пригласить друга (подойти, назвать по имени, взять за руку) и поплясать с ним под веселое пение гостей и хлопки в ладоши. Повторяя игру, сделайте условно именинником другого ребенка, поставив его в круг и объяснив, что у Саши тоже скоро будет день рождения. Обычно дети остаются очень довольны проявленным к ним вниманием, да и настоящий именинник бывает не против этого, а второй ребенок также получает возможность пригласить на пляску сверстника. Если в центре круга находится любимая игрушка, то малыши по очереди пляшут с ней, передавая игрушку по кругу.
Игра «Имена и ритмы».
Детям 3-4 лет предлагается просто прохлопать свое имя или имя друга, соседа, мамы и т.д. Имя может быть как полное, так и ласкательное.
Детям постарше можно давать такие задания: Сколько слогов в имени? (Сколько раз открываете рот, столько и слогов.) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков получится? Какой слог ударный, какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда протяжнее, дольше длится.) Какой хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный?
Игра «К нам гости пришли».
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, заяц, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры: Взрослый предлагает подойти к нему: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь.
Взрослый подходит к двери и незаметно надевает на руку медведя: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами поиграть и поплясать. Оля, сыграй мне в бубен, а я попляшу». Ребенок медленно ударяет в бубен, мишка переступает с ноги на ногу. Остальные дети, принимающие участие в игре, хлопают в ладоши.
Игры, объединяющие детей.
Игра «Липучки».
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея».
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Игра «Поварята».
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша.) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Игра « Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее...
Игра «Нос к носу».
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.
Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Игра « Дотронься до…»
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Речевые игры на развитие коммуникативных навыков.
Игра "Испорченный телефон".
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
Игра "Я знаю пять имен".
По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.
Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).
Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.
Игра « Вышли мыши как-то раз».
Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального проявления. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон.
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.
Игра «Дождь идет».
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
Игра «Правая и левая».
Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.
- Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать.
Правая и левая могут громко хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.
Игра «У оленя дом большой».
Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями. Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.
раскрыть » / « свернуть